Михаил Давыдов о голодном экспорте: Содержание священных коров – это убыточный вид животноводства
Информация организаторов
23 декабря 2010 года в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» состоялась лекция профессора Михаила Давыдова, одного из ведущих экспертов в области политической и военной истории России конца ХVIII – первой четверти ХIХ веков, а также социально-экономической истории пореформенной России.
Михаил Абрамович расскажет о том, как возникла концепция «голодного экспорта» – то есть экспорта хлеба, необходимого для внутреннего потребления.
В научной литературе и публицистике распространено представление о том, что вывоз хлеба – не просто главная, но чуть ли не единственная причина недоедания российских крестьян (то есть, если бы хлеб не вывозили, то крестьяне питались бы нормально).
Но действительно ли в дореволюционной России именно этот фактор значил действительно так много, привел к бедственному положению крестьян и в конечном итоге к мятежным настроениям и развалу Российской Империи?
На лекции вы узнаете, насколько идея «голодного экспорта» подтверждается статистическими данными, что именно вкладывалось в понятие «голода», как работала правительственная продовольственная помощь и каким было благосостояние населения России на рубеже XIX – XX вв.
Для более полного погружения в тему лекции советуем прочитать статью Михаила Давыдова «Об уровне потребления в России в конце XIX-начале ХХ веков» (http://www.polit.ru/research/2010/12/10/consumlevel.html).
Конспект
Борис Долгин: Михаил Абрамович Давыдов специалист в экономической истории пореформенной России. История нередко представляется наукой не совсем точной, но история как наука в отличие от публицистики имеет свои методы.
Михаил Давыдов: Я не хочу сказать, что все было хорошо, как и то, что все было плохо. Идея, что хлеб вывозился в ущерб населению, сама постановка вопроса о голодном экспорте, провокационна. Придется признать, что политика руководства Российской Империи направлена против собственного народа. Сама по себе эта идея достойна исследования.
Есть три комплекса источников: таможенная, урожаев (МВД), перевозок. Урожайная статистика МВД из корыстных побуждений занижала урожаи.
Тренды главных хлебов в 1893-1913 гг в млн пудов:
Рожь урожай перевозки экспорт
Рожь 9,4 3,3 -1,9
Овес 12 3,2 -0,1
Пшеница 27 19 3,1
Ячмень 15 5,4 7,2
Лидировала пшеница, но доля его падала, экспорт ячменя возрастал. Стабильно снижался экспорт ржи. Вывоз овса растет, но экспорт его нестабилен. Экспорт второстепенных хлебов кукуруза жмыхи в отдельные годы достигал 20%.
США большую часть вывозили в виде муки, что дороже.
После принятия таможенного союза 1905 год русский кормовой ячмень получает доступ в Германии.
В ряде губерний очевидно замедление перевозок хлеба из-за роста населения. В то же время перестают быть конкурентом для Росси США, из-за притока населения растет внутреннее потребление.
Самарская, Донская, Новороссийская, Саратовская губернии, позже к ним примыкает Томская.
Динамика урожайности колеблется достаточно серьезно. Экспорт пшеницы достигает потолка. Значительно увеличивается внутренний рынок.
Россия традиционно являлась лидером мирового производства ржи, примерно половина. Вывоз ржи постепенно снижалась, рожь теряет мировое товарное значение.
Россия производила четверть мирового производства овса, примерно миллиард пудов.
По ячменю Россия в начале 20 века была мировым лидером 30%. Он вызревал даже в Архангельской области, но там он не был популярен.
Вывод в том, что тезис о голодном экспорте не находит подтверждения. Он может существовать в форме как бы остроты. В рыночной экономике не может быть голодный экспорт, потому что экспорт это экспорт. Еще Екатерина Вторая запретила даже в голодные годы думать о прекращении экспорта, Россия теряла рынки. США, Австралия, Аргентина претендовали на рынок.
Развитие железных дорог облегчало доступ зерна на рынок.
Надо понимать, у нас нет источника, который бы позволял бы судить об источниках благосостояния человека, судить, что люди живут лучше или хуже.
Любая статистика недостоверна, если корреспондент зависит от результатов опроса. Волостные управления занижали урожаи на всякий случай, а любой статистик воспринимался населением как начальство.
О сегодняшней жизни мы рассуждаем куда более открыто, широко, чем о прошлом.
Сопоставление хлебного экспорта и питейного дохода показывает, что второй всегда больше первого 952 млн руб., он незначительно меньше суммарного военно-морского бюджета и бюджета образования. В 90-х годах сахар еще предмет роскоши, а к началу войны уже нет, пуд зерна рубль оптовая цена, сахара пять рублей.
Очевидно отсутствие прямой корреляции между урожаем и вывозом. Т.е. экспорт для крестьян это некий довесок. Серый хлеб потреблялся на месте.
В потреблении растет буквально все. Свечи и водку не перевозили, их производили и потребляли на месте, по потреблению спиртного Россия находилась на последних местах.
Анализ сберегательных книжек у земледельцев показывает значительный рост. Не все знают, что даже солдаты срочной службы имели сберегательные книжки.
Тема диссертации и не одной это продовольственная помощь в России. Жители голодающих губерний выпили водки на сумму больше стоимости погибших в русско-японскую войну вооружений.
Термин «голодный экспорт» возможно родился в 91 году, когда Вышеградский переборщил с популяризацией вывоза. О миллионах погибших это просто наглое вранье.
Когда распалось соглашение рафинеров они произвели сколько хотели рафинада, цены рухнули и варенье приходилось варить из рафинада, это называлось сахарным голодом.
Меня больше всего бесит не то что писали до перестройки, но неужели нельзя понять сейчас, что в 20-х годах от голода умерло 5 миллионов, в 30-х еще 7-10 миллионов, голод 46-47 годов унес миллион жизней, когда Сталин не дал ввозить гуманитарную помощь, но будущим странам народной демократии помощь вывезли.
Царский режим тратил на продовольственную помощь больше бюджета обороны, царизм открывал тысячи столовых. Народ реально приучили к иждивенчеству.
Содержание священных коров это убыточный вид животноводства.
Вопросы
Б.Д.: Достоверность таможенной статистики? – Приятно думать, что таможенники мзды не берут, но не думаю, что это сказалось на статистке.
Игорь Чубайс: – До развития железных дорог экспорт тоже был, но меньше. Во время войны экспорта не было, на водку ушло немного. Данные винокурения очень скромные в сравнимости с урожаем. Конечно, голод 46-47 гг искусственная политическая игра. Сталин готовился к денежной реформе.
Григорий Чудновский: Вряд ли специально морили детей, выживало из 10-11 всего 4-5. Что это голод гигиена. Эффективность управления императора очевидна. – Б.Д.: Это откуда очевидно? – Г.Ч.: У каждого своя очевидность. Был ли импорт? – Конечно был. Только советская власть могла гонять пустые вагоны. Балхаш давал 70% мирового улова сазана, потом для консервного завода рыбу возили с Дальнего Востока. А в царское время накладные расходы считать умели, в русскую Польшу для Лодзи хлеб завозили из Германии. Детская смертность связана с санитарией и гигиеной. Смертные голоды были во всех странах Европы, последний был картофельный в Ирландии. С интенсификацией сельского хозяйства они прекратились
Григорий Христенко: Почему вы не вводите показатель товарной продукции? – Это мой взгляд. Вам не кажется что весь привезенный хлеб уже продан. Непроданный хлеб не возится по железным дорогам. Как впрочем и другие товары. Крестьяне не очень были расположены платить, они привыкли, что им прощали. Кто сказал, что эти деньги шли на уплату налогов, а не на покупку жене нового платья, сапог. С 90-го года все прощали. После отмены крепостного права крестьяне стали жить намного лучше.
Г.Х: Про земельный передел? – Черный передел крестьянам ничего не дал, меньше десятины.
По поводу иждивенчества? – Ермолов был профессионал высшей категории, даже Ключевский вынужден был считаться с общественным мнением. Крестьяне быстро привыкли к тому, что царь все равно. Мы сейчас никого не осуждаем и не лечим. Крестьяне считали, если вы за нас все решаете, кормите нас. И Александр Третий действительно кормит и прощает долги. Николай Второй не дожидаясь траура позорище женился списали 50 миллионов, родился сын, еще 50 миллионов. Но сказать об этом было нельзя. Люди к хорошему быстро привыкают, послабления старшины и солдаты сядут на шею. А муж с женой. Так формировалось общественное мнение на случае о продаже русских детей киргизам, которого не было. Зомбирование, как в «Обитаемом острове» Стругацких.
Студент ВШЭ: Назовите три основных провала царской политики? – Отсылаю к книжке Лященко. Критический момент кажется один. Министр финансов Витте сказал, что когда он стал водителем этой машины, он понял, что она поедет, если у нее будет топливо,
Л.М.: Могу подтвердить, в семье деда Ивана Московкина на Тамбовщине ложки были серебряными. Предки были крепостными графа Шереметьева.
Тогда и голод 90-х, как и то что нам сейчас готовят, уже начали, тоже искусственная политическая игра.
Что касается детской смертности, она как считается напрямую связана с недостаточным развитием медицины.
В прошлом веке прошло две т.н. зеленых революции, в 70-х введение генов короткостебельности, но и не только, урожайность резко подскочила, затем в 90-х годах за счет ГМО, но эта вторая волна провалилась в политических и всех прочих спекуляциях.
Можно ли сказать о соотношении цен закупки и биржевой? Почему цены Лондонской биржи были секретны?
Ответы Михаила Давыдова. По его словам, проценты по сельскохозяйственным кредитам в царское время были минимум пять.
- Если вы знаете что-нибудь, скажите про винополию Витте – монополию на алкоголь. Почему она провалилась?
- А кто вам сказал, что она провалилась?
- Думский эксперт алкогольного рынка Марина Петрухина. Если вы считаете, что это не так...
- Нет, я считаю, что это не так. А вот вы посмотрите, где вы видите провал? Бюджет страны чуть меньше четырех миллиардов на тот момент, 952 миллиона приносит винная монополия.
- По какой причине тогда ее отменили?
- Началась Мировая война. В каком смысле отменили? Ее никто не отменял. В 1914 году ввели сухой закон и ограничили продажу спиртного, но ее не отменял царь.
- Скажите, это правда, что цена зерна на Лондонской биржи была строго секретная для России? Я вот так читал в книге про Витте?
- Нет, ну что вы. Какая же может быть биржа, да это публиковалось в газетах. Поверьте!
- И последний вопрос. Исходя из того, что вы ответили Игорю Чубайсу, я могу сказать, что тогда и голод начала 90-х, и что нам сейчас готовят, это тоже искусственная политическая игра?
- Вы знаете, я про сейчас ничего не понимаю. Про сейчас я читаю газету «Советский спорт» и «Спорт-экспресс», я болельщик команды ЦСКА и поверьте, с 2002 года не читаю газет никаких других. Поэтому про «сейчас» я просто не в курсе, я езжу на метро и на электричке, ну потому что я живу в наше стране
- Можно, я это не буду. Основной ваш вывод я могу подтвердить: в доме моего деда Ивана Московкина на Тамбовщине, потомка крепостных графа Шереметьева, ложки в избе были серебряные.
- Не удивляюсь.
Игорь Чубайс по поводу сухого закона сказал, что только в ресторанах продавали. Чубайс читает не только «Советский спорт» и для него история на проклятом царизме не закончилась.
- Игорь Борисович, а вы как считаете?
- В чем я пытаюсь разобраться и думаю, что разобрался. Вот почему в нашей стране сейчас, где все еще седьмая часть суши, где сейчас можно накормить не только Россию, но и весь мир накормить, и наше сельское хозяйство реализует наши потребности на 50%. Почему нельзя сделать 20 миллионов...
- Вы же знаете ответ.
- Да, я знаю ответ на ваш вопрос. Здесь та же логика срабатывает, какая была у Сталина, когда он провел коллективизацию, потому что он не мог справиться с тридцатью-сорока миллионами единоличных собственников. Он их загнал в колхозы и через председателей управлял. То есть это был политический акт, а не экономический. Если сегодня сделать десять миллионов фермеров, то это будут не только экономические собственники. У них появится политический интерес и они потребуют делиться с властью этих негодяев, которые сегодня все уворовали и они не дают ни экономике развиваться, ни сельскому хозяйству. Живем за счет экспорта газа и нефти. Больше ничего нет, потому что 10-20 олигархов, которые это делят, и все, потому что нет экономики, если появится экономика, появится собственник. Собственник потребует у власти делиться властью, а власть не собирается делиться. Вот и вся простая логика.
- ДСНВ-3 ратифицируем? Там дезавуирующие поправки Сената.
- Понимаете, это вытекает из того, что я сказал: если нет экономики, то мы будем ложиться под НАТО, под кого угодно. Они просто выбирали – под Китай или под НАТО. Ведь они еще два года назад в Тбилиси гнали свои танки, а сегодня они из-за того, что Грузия собиралась вступать в НАТО, а сегодня они сами туда влезли. Мы фактически члены НАТО уже давно, понимаете? Только официально не оформлено, но там столько договоров, столько обязательств, что можно считать.
- Ну, мы выполняем требования, ничего за это не получая, как по ВТО.
- Конечно не получаем. Что вы будете получать, вы теряете суверенитет, потому что нет экономики. У них же главное не государство, не суверенитет. Главное – это набить карманы.
- Ну тогда вы меня подвели к главному вопросу. В Думе была истерика 10 декабря из-за того, что под влиянием Госдепа из закона о национальной платежной системе выпала глава о национальной платежной системе, которая угрожает бизнесу Visa и MasterCard в объеме 40 миллиардов долларов.
- Я ничего об этом не знаю, не в курсе.
- Вы не можете быть в курсе, потому что никто не передал. Я спрашивал, почему никто не передал, у Венедиктова, Максимовской, Федотова – ни одна сволочь не передала.
- О чем? О скандале в Госдуме?
- О том, что законотворчеством России рулит Госдеп США. Никто ни слова не сказал!
- Дело в том, что органы конституционной власти не являются властью, ни Дума ни Совет Федерации ничего не решает. Даже правительство ничего не решает.
- С Думой понятно, Дума – это источник, который пытается что-то довести, СМИ не передают, это не в Думе решается.
- Любопытно, что вы это сказали, у меня нет такой информации.
- И понятно почему.