14 сент. 2012 г.

Как не погибнуть на большой скорости


Как не погибнуть на большой скорости

Для этого придумали ремни, башмаки и подушки

Первые шаги на пути к автомобильной безопасности

На первых порах автомобиль обзавелся ацетиленовым освещением кузова, а также примитивной тормозной системой с «башмаками». Но эта система плохо совмещалась с резиновыми шинами, поэтому авто вскоре стали оснащать сначала ленточными, а затем и барабанным тормозами, которые срабатывали только на задних колесах. Тормозная система на все четыре колеса начала устанавливаться только с 1910-х годов.

По мере развития скоростных возможностей автомобиля, а также организации дорожного движения, стали появляться автомобильные системы, которые облегчают работу водителя и исключают многие опасные моменты при вождении авто. Речь идет о зеркалах заднего вида, дворниках, противотуманных фарах, которые впервые появились на модели Cadillac в 1938. А вот первыми «поворотниками» стали оснащаться в 1939 г. автомобили Buick.

В 1944 инженеры компании Volvo начали устанавливать на свои автомобили многослойное ветровое стекло, которое в случае сильного столкновения автомобилей не рассыпалось, как обычное стекло, на осколки.

В 1921 году на автомобилях стали устанавливать гидравлические тормоза, а в 1923 на моделях Renault появился функционал дополнительного усиления тормозной системы. В 1966 г. на автомобилях марки Volvo стали впервые использовать двухконтурную систему тормозов.

Благодаря работам шотландца Джона Бойдла Данлопа автомобиль начали оснащать изобретенными им надувными шинами из каучука. Таким образом, салон стал комфортнее, а сам автомобиль стал демонстрировать боле уверенный и надежный ход. В 1904 компания Continental изобрела рельефные покрышки, а в 1946 производитель Michelin начал выпускать шины с радиальным расположением нитей корда. Такие покрышки широко применяются на автомобилях и в наши дни.

Системы пассивной безопасности

В начале 50-х годов прошлого века многие автопроизводители начали проводить краш-тесты своих автомобилей. В те же годы появились первые ремни безопасности, которыми стали оснащать салоны автомобилей Ford.

Любопытно заметить, что первый патент на автомобильный ремень был выдан ещё в 1885 году американцу Эдварду Клэгхорну, который изобрел двухточечный ремень безопасности. В 1956 вскоре после того, как двухточечный ремень безопасности получил свое широкое распространение, автомобили марки Volvo стали комплектоваться более надежными трехточечными ремнями безопасности.

Затем такие ремни сделали «подвижными», что улучшило уровень комфорта и безопасности пассажиров. В 1984 на ремнях безопасности стали устанавливать преднатяжитель (пиротехническое устройство давления), который позволял человеку в салоне автомобиля не чувствовать скованность и дискомфорт и одновременно повышал степень безопасности ремня в аварийной ситуации.


В 1966 на моделях марки Mercedes стали устанавливать рулевые колонки особого типа, которые в момент аварии не наносили водителю сильного ущерба. В 1971 на автомобилях Saab начали применять энергопоглощающее лобовое стекло, а в 1977 в дверях модели Saab 99 стали устанавливать боковые защитные балки. Подголовники, которые защищают шею водителя и пассажиров в момент столкновения, появились в 1968 в салоне автомобилей Volvo. И только в 1995 подголовники улучшили уровень своей безопасности, стали активными. В таком виде их можно было увидеть на автомобиле Saab 9–5.

Но основным функционалом пассивной системы безопасности были и остаются подушки безопасности или, иначе говоря, аэрбэги. Такие системы были введены компанией General Motors в 1973 и служили они для того, чтобы предотвратить травмы, которые может получить водитель автомобиля при резком ударе корпусом о рулевое колесо, а также обеспечить и пассажирам более уверенную защиту в момент аварии. В 1986 компания Audi представила систему защиты Proconten, которая в случае столкновения включала одновременно и подушку безопасности и задействовала ремни, чем гарантировала защиту от травм и повреждений. Дальнейшее совершенствование подушек безопасности привело к появлению в салоне автомобиля боковых подушек безопасности, шторок безопасности, аэрбега для защиты колен.



Будущее

Современный этап развития систем автомобильной безопасности подошел к такому моменту, когда над созданием новых технологий в данной области работают в сотрудничестве многие мировые автопроизводители. В настоящее время идет разработка такого функционала, который объединит автомобили различных марок в единую сеть. Используя технологии GPS, авто могут обмениваться информацией о ситуации на дороге, сообщать друг другу свою скорость и траекторию передвижения.

В Европе сейчас реализуется проект APROSYS (Advanced Protection Systems Project), в рамках которого проходит разработка новейших систем безопасности. Недавно разработчики нашли новый способ уберечь жизнь человека в момент бокового столкновения. Для этого автомобиль оснастили многочисленными датчиками и камерами, которые призваны определять вероятность возникновения экстренной ситуации. В случае, когда риск высок и столкновения не избежать, включается особый механизм, который укрепляет боковые части автомобиля при помощи специального бруса, установленного под сидениями авто. Таким образом, в момент аварии кузов автомобиля получает меньший ущерб.

Кроме того, за последние годы появились по-настоящему прогрессивные системы безопасности. Так, к примеру, компания Toyota Motors разработала систему, которая размещается в салоне автомобиля и следит за состоянием водителя. Если функционал обнаруживает, что водитель отвлекся, стал рассеянным и даже начал засыпать за рулем, то срабатывает система предупреждения, которая фактически будит водителя.

Комментариев нет: